МАССОВЫЙ ОПРОС

МАССОВЫЙ ОПРОС

МАССОВЫЙ ОПРОС — самый дорогостоящий метод получения обширной информации об общественном мнении, стратификации общества, взаимодействии различных факторов и т.д. Методологически требует хорошей проработки анкеты, правильно построенной выборки и квалифицированного анализа данных. Для анализа используют математический аппарат статистики и некоторых других дисциплин, достигший в последнее время достаточной гибкости: непараметрическая статистика, нечеткая логика, нейронные сети, статистика нечисловых объектов и т.п. Метод не лишен недостатков. Главный из них — формализованная анкета задает жесткие рамки исследованию. Можно выстроить иерархию социальных проблем, выявить факторы, на них влияющие, но среди проблем будут те, которые перечислил в анкете аналитик. Для того чтобы устранить этот недостаток, необходимы предварительные (пилотажные) исследования, использующие, по возможности, другие методы исследований. Как правило, для опроса применяют метод интервью «лицом к лицу», но возможны и телефонные опросы. Правда, при всей их дешевизне, их используют редко. При телефонном опросе трудно добиться точных результатов, да и анкету большой не сделаешь (ограничено время опроса). Третий метод — почтовые опросы, но в политике их не применяют: слишком долго собирать анкеты, да и отклик малый, необходимы меры стимулирования для того, чтобы респонденты высылали анкеты обратно. Чаще всего телефонные и почтовые опросы применяют для контроля над работой интервьюеров по методу «лицом к лицу». В практике политического консультирования используется два вида опросов, которые условно можно назвать «дорогой социологией» и экспрессопросами. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Экспресс-опросы дешевы, оперативны, но позволяют выявить ограниченное число факторов (классическую тройку «известность-рейтинг-антирейтинг», к примеру). Их можно проводить каждый день в последние две недели кампании, получая «горячие» данные о рейтингах кандидатов. Для этого нанимается несколько интервьюеров, составляется простенькая анкета и интервьюеры методом сплошного прочесывания опрашивают избирателей в наиболее людных местах. Классический стандарт проведения опросов в рамках «дорогой социологии» был разработан в тридцатых годах американским социологом Дж. Гэллапом. Опросы давали превосходные результаты (погрешность не превышала 0,4%) в случае двух кандидатов на пост Президента США. При появлении третьего кандидата точность предсказаний резко падала — погрешность уже была более трех процентов. Метод достаточно дорог, и неоперативен. К его сильным сторонам относится возможность расширенного интервью и возможность более глубокого анализа данных благодаря тому, что каждый ответ можно соотнести с конкретным респондентом. Три ключевых вопроса, которые необходимо решить при планировании М.о.: размер выборки, метод построения выборки и метод опроса. Возможно также использование М.о. как технологии агитации (т.н. «кривые опросы»).


Юридическая энциклопедия. 2015.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "МАССОВЫЙ ОПРОС" в других словарях:

  • ОПРОС МАССОВЫЙ — МАССОВЫЙ ОПРОС. ОПРОС НАРОДНЫЙ НАРОДНЫЙ ОПРОС …   Юридическая энциклопедия

  • ОПРОС ЭКСПЕРТНЫЙ — разновидность опроса , в ходе которого респондентами являются эксперты высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Особенность метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов при анализе и… …   Социология: Энциклопедия

  • массовый — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. массово 1. Событие называют массовым, если в нём участвует большое количество народа. Массовая демонстрация. | Вокруг группы художников «Митьки» возникло массовое молодёжное движение. 2. Состояние,… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ОПРОС — метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель О. – получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. О. начали применяться со 2 й пол. 19 в. при… …   Философская энциклопедия

  • Экспертный опрос — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы. В… …   Википедия

  • МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ —         совокупность аналитических приемов, операций и процедур, используемых в анализе культуры и, в опр. степени, конструирующих предмет культурологич. изучения. Поскольку культурология интегративная область знания, вбирающая в себя рез т… …   Энциклопедия культурологии

  • Социология журналистики — это специальная социологическая отрасль, которая занимается изучением журналистики как социального явления, журналистских материалов и применением социологических методов в работе с ними, особенностей социального мышления журналистов и аудитории… …   Википедия

  • КОНКРЕТНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ — целостная система теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. К.С.И. проводятся обычно с целью решения конкретной… …   Социология: Энциклопедия

  • Исследование аналитическое — самый углубленный вид социологического исследования, ориентированного на выявление причин, обусловливающих сущность, структуру и особенности изучаемого социального объекта и носящее, как правило, комплексный характер, в процессе его осуществления …   Социологический словарь Socium

  • "Комсомольская правда": история и нынешний день газеты — Одно из старейших и самых популярных изданий России ‑ общественно‑политическая газета Комсомольская правда издается с 1925 года. В 1924 году делегаты XIII съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) РКП(б) приняли решение о создании… …   Энциклопедия ньюсмейкеров


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»